Как быть счастливой и красивой
Чтобы просто радоваться жизни, женщине нужно столько знать и уметь
Даниил Ткачук

Как выбрать объектив для фотоаппарата

Как выбрать объектив

Выбор объектива - нелёгкая задача как для человека, который только задумался о том, чтобы купить фотоаппарат со съёмной оптикой, так и для начинающего фотографа.

Ведь объективов такое огромное количество! Несложно запутаться среди всех буковок и циферок, фигурирующих в названии объективов.

Возможно, вы уже ползали по интернет-магазинам в поисках объективов и цен на них, а значит, видели, как объективы обозначаются. Скорей всего, все эти цифры и буквы заставили вашу голову пойти кругом.

Давайте приоткроем завесу над тайной большинства из символов, встречающихся на объективах.

Первое, что бросается в глаза - это цифры. Они обозначают главные характеристики объективов - фокусное расстояние (в дальнейшем ФР) и светосилу.

 

Фокусное расстояние

50 mm f/1.4
Обозначения на объективе

Фокусное расстояние (ФР) измеряется в миллиметрах и позволяет примерно понять, какой угол обзора у объектива или как сильно этот объектив позволяет приблизить.

Существует великое множество объективов разных систем с фокусными расстояниями от 4.5 до 1000 и более миллиметров.

Чем меньше цифра, тем шире у объектива угол обзора и наоборот. Чем больше цифра, тем сильней объектив приближает объект съёмки.

 

Влияние кроп-фактора на угол обзора объектива

В системах, в которых используется сменная оптика, матрицы бывают меньше плёночного кадра в 1.3, в 1.5, в 1.6, в 2, в 2.8 раз меньше, чем полный кадр (35 мм). Эти цифры (1.3, 1.5, 1.6, 2, 2.8) и есть кроп-фактор.

На любом объективе фокусные расстояния указываются для 35 мм кадра. Но на разных матрицах угол объектива с одинаковым ФР будет отличаться.

Например, угол обзора объектива с ФР 50 мм на полнокадровой матрице (35мм) равен 46 градусов, а на матрице с кроп-фактором 1.6 - 30 градусом, что примерно эквивалентно углу обзора объектива 80 мм. Фокусное расстояние, умноженное на кроп-фактор, называют эквивалентным, и именно оно позволяет понять, каков же реальный угол обзора у объектива, и какому ФР он соответствует.

Объективы, сделанные для полнокадровых матриц (или для плёнки), встанут на любой фотоаппарат данного производителя. Объективы для кропнутых матриц имеют специальное обозначение на корпусе.

Canon - EF-S, Nikon - DX, Sony - DT, Sigma - DC, Tamron - Di II, Tokina - DX.

Объективы в зависимости от ФР делятся на следующие категории.

  • Сверхширокоугольные объективы: от 4.5 до 17мм;
  • Широкоугольные объективы: от 18 до 35мм;
  • Стандартные объективы: от 35 до 50мм;
  • Телеобъективы: от 50 до 300мм;
  • Супертелеобъективы: от 300мм и выше.

Светосила

50mm f/1.4 (или 1:1.4)

Внутри объектива есть устройство под названием диафрагма. Диафрагма состоит из лепестков, они сжимаясь и разжимаясь регулируют диаметр отверстия, через которое проходит свет внутри объектива.

Относительное значение диафрагмы обозначают числом (например, 1.4, 2.8, 3.5, 4 и т.д), которое характеризует отношение фокусного расстояния к диаметру отверстия. Чем меньше такое число, тем больше света пропускает объектив.

Светосила - это максимально возможное относительное значение диафрагмы для данного объектива.

Объектив: диафрагма и светосила

Значение диафрагмы - один из двух главных параметров влияющих на экпозицию (яркость) снимка. Соответственно, чем выше светосила объектива (чем меньше диафрагменное число), тем в более худших условиях освещения можно будет снимать без опасения смазывания кадра.

Диафрагма является одним из важных инструментов в фотографии, так как она влияет на глубину резкости. Чем меньше диафрагменное число - тем сильней размытие заднего плана. Таким образом, из двух объективов с одним ФР сильней размывать фон за объектом съёмки будет тот, у которого светосила выше.

Ещё одним плюсом светосильной оптики является то, что со светосильным объективом видоискатель камеры становится светлей и визирование становится более комфортным.

Зум-объектив и фиксированный объектив

До середины 20-го века в фотографии в основном использовались фиксированные объективы (фиксы), то есть объективы с постоянным ФР. Все фиксированные объективы имеют высокую светосилу (от 0.7 до 3.5).

В конце 50-х годов 20-го века появились первые серийные зум-объективы (зумы, трансфокаторы, вариообъективы) для фотоаппаратов.

Зум-объектив

Зум-объектив - это объектив, который имеет переменное ФР и, соответственно, позволяет изменять угол обзора (приближать объект съёмки).

Максимальная светосила в зумах достигает значения f/2.8, но такая светосила бывает лишь у довольно дорогих моделей.

Так как фокусное расстояние объектива переменное, то для обозначения его используют диапазон ФР, например, 17-50. В дорогих моделях светосила, как правило, постоянная (то есть максимальное отверстие не изменяется с увеличением ФР), в этом случае в обозначении объектива ставится одна цифра (например, 70-200/2.8).

В моделях подешевле светосила переменная и обозначается так: 18-55mm f/3.5-5.6. Такая запись говорит о том, что на максимальном ФР светосила этого объектива снижается и становится равна 5.6.

Зумы значительно удобней, чем фиксированные объективы, так как, по сути, являются несколькими объективами в одном. Они позволяют не сходя с места приблизить объект съёмки. Например, существуют объективы с большим зумом (ультразумом), например, 18-200, и чтобы покрыть этот диапазон ФР фиксами, их нужно как минимум 6 - 18мм, 28мм, 50мм, 85мм, 135мм, 200мм. Да и переставлять каждый раз объективы не очень удобно, именно поэтому зум-объективы так популярны.

Но при этом зумы сложней по конструкции, чем фиксы, в них используется больше элементов (линз), многие из которых относительно друг друга передвигаются. Всё это ведёт к ухудшению качества изображения, и чем больше диапазон ФР в таких объективах, тем хуже будет качество снимка.

Дополнительные параметры

Кроме основных параметров объективов существуют также и дополнительные переменные, способные повлиять на выбор.

Стабилизатор изображения

Стабилизатор изображения - это устройство внутри объектива, которое компенсирует дрожание рук и позволяет снимку не размазаться в плохих условиях освещения или в волнующие моменты, когда у фотографа трясутся руки :)

Стабилизатор изображения в объективе будет неплохим помощником в сложных световых условиях и при относительно длинных выдержках съёмки. Особенно стабилизатор пригодится в телеобъективах. Ведь чем больше увеличение, чем сильней чувствуется тряска рук.

Но у стабилизатора есть минус - факт его наличия добавляет к стоимости объектива примерно треть.

В маркировке объективов обозначается разными буквами у разных производителей:

Canon - IS, Nikon - VR, Sigma - OS, Tamron - VC и др.

Мотор фокусировки

Для работы автофокуса объективу необходим мотор. В недорогих моделях используется механический мотор фокусировки, скорость фокусировки при его использовании невелика и объектив издаёт жужжание. Существует также быстрый и практически бесшумный вариант - ультразвуковой мотор фокусировки.

Обозначение в модели объектива:

  • Canon - USM
  • Nikon - AF-S
  • Sony - SSM
  • Pentax - SDM
  • Sigma - HSM
  • Tamron - USD
  • Tokina - DC.

Кстати, у фирмы Nikon и её объективов Nikkor есть один нюанс, касающийся фокусировки. Изначально, во все камеры Nikon встраивался моторчик фокусировки, так называемая «отвёртка». В дальнейшем, с целью удешевить отдельные модели, Nikon решили убрать «отвёртку» из корпуса камер начального класса (D3100, D3200, D5100, D5200). На этих камерах фирменные никоновские объективы серии D могут наводиться на резкость только в ручном режиме.

Кроме обозначений, про которые я рассказал, существует и множество других. Например, которые говорят о профессиональности линейки объективов, о различных линзах внутри, которые положительно влияют на качество изображения и др. Подробней о таких обозначениях советую читать на сайтах производителей.

     «« Ещё по теме:

Перепечатка, публикация статьи на сайтах, форумах, в блогах, группах в контакте и рассылках допускается только при наличии активной ссылки на сайт http://www.ladyfromrussia.com.